Выбор модели мотопомпы зависит от ее применения для конкретных условий.
Исходными данными для выбора являются:
Максимальная производительность (л/мин)
Высота водяного столба между расположением мотопомпы и точкой разбора.
Потери во время передачи воды: (гидравлическое сопротивление в трубопроводах, соединениях, кранах).
Тип двигателя (бензиновый или дизельный)
Принятые обозначения: Q — производительность в л/мин.
Н — высота точки разбора от поверхности забора воды
Hs — высота расположения помпы по отношению уровня забора воды (максимум 8,5 м)
Hd — высота подъема
Pr -давление жидкости на выходе из точки разбора (1 бар = 10 м вод. столба)
L — общая длина трубопровода от точки забора до точки разбора
Ls — длина трубопровода от точки забора до помпы
Ld -длина трубопровода от помпы до точки разбора. К — эквивалент в метрах гидравлических потерь в трубопроводах, соединениях и кранах .
Расчетные формулы:
H = Hs + Hd + Pr
L = Ls + Ld + K
Пример расчета:
Для мотопомпы производительностью 600 л/мин с патрубками 2х2 дюйма или 50х50 мм установленной на расстоянии 2 м от водоема (Ls = 2м) с длиной подающего шланга 50 м (Ld = 50 м)
Дополнительно подсоединен кран К = 1м.
Помпа установлена на высоте 5 м от поверхности забора (Hs = 5 м). Высота точки разбора от мотопомпы предполагается 2 м (Hd = 2 м).
Желаемое давление на выходе (в точке разбора) должно составлять 0,5 атм., что соответствует примерно 5 м водяного столба (Pr = 5 м).
1. Общий расчет длины трубопровода L = Ls + Ld + K = 2 + 50 + 1 = 53 м
2. Расчет общей высоты подъема H = Hs + Hd + Pr = 5 м + 2 м + 5 м = 12 м
3. Расчет эквивалентной высоты подъема На = Н + 0,25 L = 12 + 0,25 х 53 = 25 м
4. Для 2-х дюймовой помпы величина расхода воды в точке разбора при полученном значении эквивалентной высоты составляет примерно 200 л/мин.
Выбор типа двигателя.
Для выбора типа двигателя мотопомпы следует учитывать следующие критерии: Бензиновые двигатели наиболее часто применяются в изготовлении маломощных мотопомп производительностью до 2000 л. В минуту. Наиболее часто используются двигатели с верхним расположением клапанов (OHV) . Эти двигатели имеют наибольший моторесурс по сравнению с другими вариантами компоновки клапанной системы. Но следует отметить что моторесурс бензиновых агрегатов несколько меньше чем у дизельных двигателей, при больших затратах на топливо. При этом следует учесть, что стоимость бензинового агрегата значительно меньше дизельного.
Дизельные двигатели в составе мотопомпы используются для достижения максимальных производительности, моторесурса, и экономичности агрегата. Уровень шума дизельных агрегатов выше, чем у бензиновых. Крутящий момент на валу дизельного двигателя значительно выше, чем у бензинового, что позволяет использовать дизельные агрегаты для перекачки сильно загрязненных вод и вязких жидкостей. Для решения таких сложных задач требуется максимально равномерная характеристика крутящего момента двигателя по всему диапазону скорости вращения вала.